Тахографы на страже закона: что важно учитывать владельцам грузовых и пассажирских ТС, чтоб избежать штрафов?
Содержание
- Стоит обратить внимание на реализованный первый этап реформы
- Каким образом вышеуказанные федеральные законы относятся к тахографии
- Штрафы и исключения
В августовском номере журнала "Грузовое и пассажирское автохозяйство" опубликована статья ЛАТ-Телематики "Тахографы на страже закона».
Немало изменений в законодательстве принес 2021 год: завершилась федеральная реформа, осуществившая ревизию обязательных требований к тахографам; вступили в силу новые нормативно-правовые акты, регулирующие правила их использования, контроля и обслуживания. Директор ООО «ЛАТ-Телематика» Дмитрий Анатольевич Корявых выделил в своем обзоре основные законодательные нововведения, которые необходимо соблюдать.
Стоит обратить внимание на реализованный первый этап реформы – принятие двух федеральных законов, которых ранее не было:
Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступил в силу с 01 ноября 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон отвечает на вопрос: «Что можно проверить?». И Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступает в силу с 01 июля 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон устанавливает «кто» и «как» проверяет.
Оба закона преследуют общую цель - сместить акцент с проведения проверок на профилактику (предупреждение) нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами.
Положения ФЗ №247-ФЗ закрепляют, что обязательные требования устанавливаются федеральными законами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Каким образом вышеуказанные федеральные законы относятся к тахографии?
Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступил в силу с 01 ноября 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон отвечает на вопрос: «Что можно проверить?». И Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступает в силу с 01 июля 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон устанавливает «кто» и «как» проверяет.
Оба закона преследуют общую цель - сместить акцент с проведения проверок на профилактику (предупреждение) нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами.
Положения ФЗ №247-ФЗ закрепляют, что обязательные требования устанавливаются федеральными законами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Каким образом вышеуказанные федеральные законы относятся к тахографии?
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает следующее:
- Обязаны устанавливать тахографы на транспортные средства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств.
- Также обязаны устанавливать тахографы физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов) и автобусы.
- Правительством Российской Федерации определяются требования к тахографам, правила их использования, обслуживания и контроля работы, порядок оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды оснащаемых транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, и виды сообщения, которыми производятся такие перевозки транспортными средствами указанных категорий. Правительство в свою очередь делегировали установить вышеуказанные обязательные требования Министерству транспорта Российской Федерации Постановлением от 23 ноября 2012 г. № 1213.
Таким образом, положения Приказов Минтранса и Постановления Правительства устанавливают обязательные требования, в том числе, в сфере тахографии, которые закреплены в следующих нормативно-правовых актах:
1. На смену приказу Минтранса России №36 пришел Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Он вступил в силу 1 января 2021 года.
2. На смену Приказу Минтранса России от 21.08.2013 № 273 пришел Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». К чему привели данные изменения? Прежде всего, больше никаких «отсрочек» по установке тахографов, – установленные ранее (Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273) сроки по оснащению ТС аннулированы. Все подходящие под требования закона ТС должны быть оснащены тахографами с 01 января 2021 года, независимо от категории и экологического класса – и автобусы , и грузовики.
3. Вступило в силу с 1 января 2021 года Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий». Согласно данному Постановлению ТС категории М2 и М3, перевозящие пассажиров в пригородном и междугородном сообщении, подлежат обязательному оснащению тахографами в срок до 1 января 2021 г., отсрочка предоставлена только ТС категории М2 и М3, перевозящие пассажиров в городском сообщении, они должны быть оснащены до 1 января 2022 г.
Штрафы и исключения
Штрафы, предусмотренные за выпуск транспортного средства на линию с нарушением правил использования тахографа или вовсе без него: для ИП – от 15000 до 25000 руб., для юридических лиц – от 20000 до 50000 руб. согласно статье 11.23 КоАП.
Список не подлежащих оснащению тахографами транспортных средств:
- троллейбусы,
- транспорт аварийно-спасательных служб и полиции,
- ТС, используемые исключительно в пределах территорий предприятий, без выезда на дороги общего пользования,
- ТС с оригинальным двигателем и кузовом, которые выпущены не менее чем пятьдесят лет назад и не используются более в коммерческих целях,
- автобиблиотеки и автосцены,
- для транспортировки животных и пчел,
- и другие ТС, перечисленные в Приложении №2 к Приказу Минтранса России №440.
Обзор законодательства: что нового?
1. Карты водителя
Согласно правилам использования тахографа, теперь существует запрет на его эксплуатацию без карты водителя. Так же согласно приказу Минтранса №440, теперь неукоснительным требованием является указание адреса местонахождения (или проживания – для владельца ТС и водителя) при оформлении заявки на карты водителя, мастерской, предприятия и контролера.
На текущий момент срок действия карт отсчитывается – с даты начала действия квалифицированного сертификата карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты. Срок действия ключей теперь не менее 3 лет.
Водители больше не вправе вносить в распечатку тахографа данные, заверенные подписью, что связано с обязанностью использовать карту водителя.
2. Поверка тахографов
С 1 января 2022 года все распечатки теперь должны будут содержать QR-код с номером блока СКЗИ и серийного номера тахографа (для тех тахографов, которые изготовлены после 1 января 2022 года).
Кроме того, положения Приказа Минтранса России актуализировали в связи с внесением изменений в ФЗ от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», вступивших в силу с 24 сентября 2020 года. В правилах обозначается, в каких случаях необходима поверка тахографа, и когда – настройка.
Внеочередная поверка тахографа после замены блока СКЗИ может не проводиться при соответствии следующим условиям:
1) замена блока СКЗИ осуществлена с соблюдением требований технической документации модели блока СКЗИ и организации-изготовителя модели тахографа;
2) данные о результатах поверки блока СКЗИ, подтверждающие его пригодность, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
3) проводимые работы и (или) настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
Согласно новым изменениям, срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее должен был не превышать 3 лет).
3. Подсчет времени труда и отдыха водителей
Главные изменения, согласно приказу №424 Минтранса, более точно определяют способ подсчета рабочего времени и перерывов водителя, а также случаев, когда продолжительность рабочего дня можно увеличить. За основу взято время управление транспортным средством, установленное Правилами дорожного движения РФ 2021: 4,5 часа – на управление и 45 минут – на отдых. Превышение 4,5 часов управления возможно в том случае, если ТС направляется к месту ближайшей стоянки для отдыха или к финальному месту назначения.
4. Дополнительные сведения в путевых листах
В путевые листы внесены следующие изменения согласно Приказу Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:
- Теперь необходимо будет отражать информацию о видах перевозок (грузовые или пассажирские) и о видах сообщений (городские/ пригородные/ междугородные/ международные). Она должна будет вноситься в новый раздел путевых листов – «Сведения о перевозке».
- В путевой лист по результатам медосмотра водителей должны будут ставиться отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и «прошел послерейсовый медицинский осмотр».
Директор ООО «ЛАТ-Телематика» Дмитрий Анатольевич Корявых:
«Установить тахограф – еще не значит соблюсти требования законодательства: важно корректно настроить и эксплуатировать его, убедиться в правильности формирования отчетов, своевременно обслуживать. Кроме того, следить за всеми изменениями законодательства не только в сфере тахографии, но и во всех смежных областях, связанных с грузовыми и пассажирскими перевозками. Какие сведения вносить в путевые листы? Как правильно осуществлять поверку тахографа? Когда нужно проводить внеочередную поверку тахографа после замены блока СКЗИ, а когда она не требуется? Считаю, что долг мастерской «ЛАТ-Телематика» – не только установить тахограф, но и оказывать информационную поддержку своим клиентам. Обсуживаясь у нас, они могут быть уверены в том, что получат консультацию в любой день и любое время. Кроме того, мы информируем их обо всех изменениях в законодательстве – и устно, и посредством осуществления рассылок. И, конечно, наши клиенты могут быть уверены в том, что будут оповещены о необходимости калибровки тахографов в связи с окончанием срока действия блока СКЗИ».Александра Алексеевна Полушкина, руководитель по правовым вопросам компании АТОЛ Тахографы Drive:
«Законодательство, регулирующее эксплуатацию, контроль и обслуживание тахографов, не стоит на месте, оно постоянно дорабатывается и изменяется, и производителям тахографов важно постоянно держать руку на пульсе – быть осведомленными не только в настоящих, но и в грядущих изменениях и своевременно сообщать о них своим партнерам и клиентам».
Читайте статью из журнала в приложенном pdf!