Полезная информация от компании ЛАТ-Телематика
Вверх
ЛАТ-Телематика +7 812 426-95-22
группа в вк

Тахографы на страже закона: что важно учитывать владельцам грузовых и пассажирских ТС, чтоб избежать штрафов?

В августовском номере журнала "Грузовое и пассажирское автохозяйство"  опубликована статья ЛАТ-Телематики "Тахографы на страже закона».

Дмитрий Анатольевич Корявых.jpg


Немало изменений в законодательстве принес 2021 год: завершилась федеральная реформа, осуществившая ревизию обязательных требований к тахографам; вступили в силу новые нормативно-правовые акты, регулирующие правила их использования, контроля и обслуживания. Директор ООО «ЛАТ-Телематика» Дмитрий Анатольевич Корявых выделил в своем обзоре основные законодательные нововведения, которые необходимо соблюдать.


IMG_7021.jpg

Стоит обратить внимание на реализованный первый этап реформы – принятие двух федеральных законов, которых ранее не было:

Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступил в силу с 01 ноября 2021 года (за исключением отдельных положений).  Этот закон отвечает на вопрос: «Что можно проверить?». И Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступает в силу с 01 июля 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон устанавливает «кто» и «как» проверяет.

Оба закона преследуют общую цель - сместить акцент с проведения проверок на профилактику (предупреждение) нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами.

Положения ФЗ №247-ФЗ закрепляют, что обязательные требования устанавливаются федеральными законами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Каким образом вышеуказанные федеральные законы относятся к тахографии?

Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», вступил в силу с 01 ноября 2021 года (за исключением отдельных положений).  Этот закон отвечает на вопрос: «Что можно проверить?». И Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступает в силу с 01 июля 2021 года (за исключением отдельных положений). Этот закон устанавливает «кто» и «как» проверяет.

Оба закона преследуют общую цель - сместить акцент с проведения проверок на профилактику (предупреждение) нарушений и дать бизнесу больше гарантий при взаимодействии с органами.

Положения ФЗ №247-ФЗ закрепляют, что обязательные требования устанавливаются федеральными законами. В случаях и пределах, которые установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, обязательные требования могут быть установлены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.

Каким образом вышеуказанные федеральные законы относятся к тахографии?

 

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывает следующее:

 

-  Обязаны устанавливать тахографы на транспортные средства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств.

 

- Также обязаны устанавливать тахографы физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили (разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов) и автобусы.

 

-  Правительством Российской Федерации определяются требования к тахографам, правила их использования, обслуживания и контроля работы, порядок оснащения тахографами транспортных средств, категории и виды оснащаемых транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, и виды сообщения, которыми производятся такие перевозки транспортными средствами указанных категорий. Правительство в свою очередь делегировали установить вышеуказанные обязательные требования Министерству транспорта Российской Федерации Постановлением от 23 ноября 2012 г. № 1213.

 

Таким образом, положения Приказов Минтранса и Постановления Правительства устанавливают обязательные требования, в том числе, в сфере тахографии, которые закреплены в следующих нормативно-правовых актах:

 

1. На смену приказу Минтранса России №36 пришел Приказ Минтранса от 28 октября 2020 года №440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Он вступил в силу 1 января 2021 года.

2. На смену Приказу Минтранса России от 21.08.2013 № 273 пришел Приказ Минтранса России от 26.10.2020 № 438 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами». К чему привели данные изменения? Прежде всего, больше никаких «отсрочек» по установке тахографов, – установленные ранее  (Приказом Минтранса России от 21.08.2013 № 273) сроки по оснащению ТС аннулированы. Все подходящие под требования закона ТС должны быть оснащены тахографами с 01 января 2021 года, независимо от категории и экологического класса – и автобусы , и грузовики.

3. Вступило в силу с 1 января 2021 года Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий». Согласно данному Постановлению ТС категории М2 и М3, перевозящие пассажиров в пригородном и междугородном сообщении, подлежат обязательному оснащению тахографами в срок до 1 января 2021 г., отсрочка предоставлена только ТС категории М2 и М3, перевозящие пассажиров в городском сообщении, они должны быть оснащены до 1 января 2022 г.

Штрафы и исключения

Штрафы, предусмотренные за выпуск транспортного средства на линию с нарушением правил использования тахографа или вовсе без него: для ИП – от 15000 до 25000 руб., для юридических лиц – от 20000 до 50000 руб.  согласно статье 11.23 КоАП.

Список не подлежащих оснащению тахографами транспортных средств:

- троллейбусы,

- транспорт аварийно-спасательных служб и полиции,

- ТС, используемые исключительно в пределах территорий предприятий, без выезда на дороги общего пользования,

- ТС с оригинальным двигателем и кузовом, которые выпущены не менее чем пятьдесят лет назад и не используются более в коммерческих целях,

- автобиблиотеки и автосцены,

- для транспортировки животных и пчел,

- и другие ТС, перечисленные в Приложении №2 к Приказу Минтранса России №440.

IMG_7025.jpg

 

Обзор законодательства: что нового?

 

1. Карты водителя

Согласно правилам использования тахографа, теперь существует запрет на его эксплуатацию без карты водителя. Так же согласно приказу Минтранса №440, теперь неукоснительным требованием является указание адреса местонахождения (или проживания – для владельца ТС и водителя) при оформлении заявки на карты водителя, мастерской, предприятия и контролера.

 

На текущий момент срок действия карт отсчитывается –  с даты начала действия квалифицированного сертификата карты по 24 часа 00 минут 00 секунд даты окончания действия квалифицированного сертификата карты. Срок действия ключей теперь не менее 3 лет.

 

Водители больше не вправе вносить в распечатку тахографа данные, заверенные подписью, что связано с обязанностью использовать карту водителя. 

 

2. Поверка тахографов

 

С 1 января 2022 года все распечатки теперь должны будут содержать QR-код с номером блока СКЗИ и серийного номера тахографа (для тех тахографов, которые изготовлены после 1 января 2022 года). 

Кроме того, положения Приказа Минтранса России актуализировали в связи с внесением изменений в ФЗ от 26.06.2008 года №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», вступивших в силу с 24 сентября 2020 года.  В правилах обозначается, в каких случаях необходима поверка тахографа, и когда – настройка.

Внеочередная поверка тахографа после замены блока СКЗИ может не проводиться при соответствии следующим условиям:

1) замена блока СКЗИ осуществлена с соблюдением требований технической документации модели блока СКЗИ и  организации-изготовителя модели тахографа;

2) данные о результатах поверки блока СКЗИ, подтверждающие его пригодность, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;

3) проводимые работы и (или) настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Согласно новым изменениям, срок действия квалифицированных ключей электронной подписи и квалифицированных сертификатов блока СКЗИ тахографа теперь составляет не менее 3 лет (ранее должен был не превышать 3 лет).

3. Подсчет времени труда и отдыха водителей

Главные изменения, согласно приказу №424 Минтранса, более точно определяют способ подсчета рабочего времени и перерывов водителя, а также случаев, когда продолжительность рабочего дня можно увеличить. За основу взято время управление транспортным средством, установленное Правилами дорожного движения РФ 2021: 4,5 часа – на управление и 45 минут – на отдых. Превышение 4,5 часов управления возможно в том случае, если ТС направляется к месту ближайшей стоянки для отдыха или к финальному месту назначения. 

 

4. Дополнительные сведения в путевых листах

В путевые листы внесены следующие изменения согласно Приказу  Минтранса России от 11.09.2020 № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»:

- Теперь необходимо будет отражать информацию о видах перевозок (грузовые или пассажирские) и о видах сообщений (городские/ пригородные/ междугородные/ международные). Она должна будет вноситься в новый раздел путевых листов – «Сведения о перевозке».

- В путевой лист по результатам медосмотра водителей должны будут ставиться отметки «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и «прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Директор ООО «ЛАТ-Телематика» Дмитрий Анатольевич Корявых: «Установить тахограф – еще не значит соблюсти требования законодательства: важно корректно настроить и эксплуатировать его, убедиться в правильности формирования отчетов, своевременно обслуживать. Кроме того, следить за всеми изменениями законодательства не только в сфере тахографии, но и во всех смежных областях, связанных с грузовыми и пассажирскими перевозками. Какие сведения вносить в путевые листы? Как правильно осуществлять поверку тахографа? Когда нужно проводить внеочередную поверку тахографа после замены блока СКЗИ, а когда она не требуется? Считаю, что долг мастерской «ЛАТ-Телематика» – не только установить тахограф, но и оказывать информационную поддержку своим клиентам. Обсуживаясь у нас, они могут быть уверены в том, что получат консультацию в любой день и любое время. Кроме того, мы информируем их обо всех изменениях в законодательстве – и устно, и посредством осуществления рассылок. И, конечно, наши клиенты могут быть уверены в том, что будут оповещены о  необходимости калибровки тахографов в связи с окончанием срока действия блока СКЗИ».

Александра Алексеевна Полушкина, руководитель по правовым вопросам компании АТОЛ Тахографы Drive:

«Законодательство, регулирующее эксплуатацию, контроль и обслуживание тахографов, не стоит на месте, оно постоянно дорабатывается и изменяется, и производителям тахографов важно постоянно держать руку на пульсе – быть осведомленными не только в настоящих, но и в грядущих изменениях и своевременно сообщать о них своим партнерам и клиентам».


Читайте статью из журнала в приложенном pdf!

Возврат к списку